Российская Сборная по баскетболу неожиданно для многих взяла на Олимпиаде в Токио серебро. Мы пообщались с наставником команды Владимиром Агабабьяном и обсудили ключевые моменты подготовки и соревнования.
— Владимир, известно, что вы длительное время подбирали участников команды. Состоялся слет баскетболистов в Анапе. Как, в итоге, вы пришли к четверке лучших спортсменов?
— Подготовка была продолжительной. Она стартовала еще в 2018 году. Сначала мы придерживались одной концепции отбора кандидатов на Олимпиаду, затем несколько сменили ее.
Решили формировать Сборную на основе Клуба Гагарин, принимавшего участие в мировых соревнованиях. Сделали ставку на молодёжь, и, похоже, не прогадали. Руководство посчитало, что лучше подбирать игроков, которые уже сыгрались. Именно поэтому выбор пал на участников закрытого Клуба Гагарин.
Уже в этом году сформировался мощный костяк членов команды из 10-12 человек. Активная подготовка была в мае месяце. Произошли изменения: кого-то добавили, кого-то убрали. Общий труд команды воплотился в серебренных медалях на Олимпиаде. Мы были близки к «золоту», но и второе место — прекрасный показатель для российской сборной.
— Серебряная медаль была выше ваших ожиданий?
— Я пришел в Сборную в 2018 году в качестве игрока. Для нас поездка в Токио ради участия не была актуальна. Ни у кого из членов команды 3х3 не было мыслей о том, что мы едем в Японию просто так. И тренерский состав, и игроки были нацелены на победу.
— Насколько вам помогла прямая путевка на Олимпиаду, полученная в 2019 году?
— Да, это преимущество сильно развязало нам руки. Мы перестали думать об отборе и смогли сосредоточить внимание на подготовке к двум крупнейшим соревнованиям. На матчах необходимо было показать результат. Было тяжело и физически и морально. Благодаря Олегу Ушакову, который проанализировал рейтинг ФИБА и способствовал прохождению Сборной на Олимпиаду, мы справились с заданием.
На руку сыграло смещение времени проведения Олимпиада на год из-за коронавируса. Мы смогли тщательно подготовится, изучили всевозможные варианты игроков и состава российской команды. Результат, продемонстрированный в Токио, закономерен. Мы приложили немало усилий для вхождения в 3 лучших.
— Как так вышло, что Сборная Штатов не участвовала в играх?
— Сборная США выходила на Олимпиаду через отборочный тур, но проиграла в ¼ финала голландцам. Именно поэтому они не прошли. В арсенале Сборной числится 2 команды — Нью-Йорк Гарлем и Принстон. Клубы показали отличные результаты на международных турнирах. Именно из игроков этих команд сформировали Сборную. Мне кажется, ребята не сыгрались. Тренера легкомысленно подошли к отбору игроков.
— Какие эмоции вы испытали, когда приехали на Олимпийские игры? Ощущения дебютантов?
— Мы с нетерпением ждали Олимпиаду. Лично у меня возникли детские воспоминания о просмотре мировых соревнований. Мы предполагали, что всё будет клево. Но когда приехали в Токио, нас ждал целый ряд процедур — тесты, аккредитация, заселение в деревню. К сожалению, ощущение, что мы пребываем на Олимпиаде, не возникло. Понятия не имею, почему так. Может дела обстоят только с этой Олимпиадой из-за большого количества ограничений. Мы зашли в комнаты, и после такого длительного ожидания ничего не ощутили.
Касательно условий проживания, — всё в норме. В этом плане члены 3х3 не привередливы. Но мы ожидали особой атмосферы турнира, которую, увы, не получили. Команда прибыла в Токио 18 июля, а старт соревнований начался 24 числа.
Единственное ощущения атмосферности наблюдалось в огромнейшем тренажерном зале, в котором находились спортсмены с разных стран. Именно в нем чувствовалась энергетика.
Может всё к лучшему, ведь мы выходили на встречи, как выходили на обычный турнир.
— Удивила ли организация Олимпиады японцами?
— На Олимпиаде все регламентировано. Нужно приезжать в лаундж-зону за 1,5 часа до выхода на поле. На разминку требуется идти за 40 минут до начала игры. Шаг вправо, шаг влево — расстрел. После матчей тоже всё по расписанию. Как только попадаешь в деревню, можешь делать все, что хочешь.
Организация хорошая, но строгая.
— Групповой этап у Сборной России был каким-то неровным, как будто начинали и заканчивали его совершенно разные клубы. С чем это связано?
— В нашей практике еще не было пятидневных турниров. Мы настраивались на то, чтобы не отдаваться сразу на полную. Максимальная отдача должна быть на финише и играх плей-офф. Также планировали удачно начать турнир, играя с китайской командой. Мы прибавляли по ходу соревнований. Сначала ребята сильно уставали физически, но потом вошли в форму.
— Чем огорчили вас сербы? Было видно, что вы не в восторге от их поведения.
— Я не был согласен с поведением команды на поле, а именно с выпячиванием себя. Как видите, излишний гонор ни к чему хорошему не приводит.
— После четверти финала вы говорили, что снимите у сербов корону?
— Сказано это на эмоциях. Но вышло так, как вышло.