Феррари уже давно планирует стать лидером на Фомуле-1. Именно поэтому компания занимается кадровыми перестройками и техническими инновациями. За последние 1,5 сезона руководитель команды Маттиа Бинотто вносил изменения в систему управления 3 раза. Им был учрежден и закрыт отдел эффективности колес. Бинотто покидал должность технического директора, совершал кадровые перестановки инженеров, сливал отделы воедино. Судя по сезону 2021 года, его старания не напрасны. Теперь Феррари проигрывает 0,7 секунды (в сравнение, — в 2020 команда проигрывала 1,4 секунды), а Сайнс и Лейкер даже получали призовые места.
У Феррари намечается еще один прорыв. Руководство планирует ввести в эксплуатацию инновационный симулятор, который был запущен в производство еще в 2019 году. Новинку разрабатывали под изменение правил гонок в 2021 году (как известно, из-за пандемии новый регламент будет введен в 2022 году).
Эксперты уверяют, что Скудерия целенаправленно движется к доминированию на Формуле. Компания уже имеет новый симулятор, а ее соперники еще не приступили к апгрейду.
Симулятор-паук у Ред Булл и Мерседес
Ред Булл и Мерседес работают на устройствах-пауках в больших ангарах. В технологическом плане подобные «симы» появились в 2009 году. С момента их выхода не наблюдались доработки. Но даже такая техника дает преимущество перед теми командами, у которых ее попросту нет. Отметим, что на строительство и обслуживание паука компании тратят в среднем 5 млн. долларов.
Паук выглядит следующим образом: на 6 гидроопорах расположилась капсула с экранами. Мощные лапы паука при перемещении создают перегрузки, такие, как во время езды на гоночных болидах. Но пилоты уверяют, что подобный симулятор не дает отдачи, как на настоящем авто.
«Я уверен, что симуляторы-пауки соответствуют реальным болидам Формулы на 80%», — отметил Д. Риккардо, работающий с подобной техникой.
Симулятор для Феррари
Симулятор для Феррари был построен инженером компании Dynisma Эшом Уореном, который ранее работал в Макларене, а затем 4 года в Скудерии. В 2017 году Эш основал частную фирму, которая стала заниматься производством техники для воспроизведения болидов, треков и технических характеристик.
«Главное в любом симуляторе — быстрота отклика и частота работы», — отмечает Уорен. «Взаимодействие пилота с техникой должно быть понятным и отзывчивым», — говорит инженер.
«Как только гонщик крутит руль и давит на газ, симулятор должен сразу отреагировать на движения. Затем пилот совершает новые манипуляции и видит, что машина отвечает на них. Цикл будет повторяться. Скорость — 4000 раз на секунду.
Если в работе симулятора будут задержки, ощущения пилота не совпадут с реальностью. К примеру, в случае с избыточной поворачиваемостью: гонщик не сможет отследить занос и исправить ситуацию при помощи руля. Даже задержка на 30 миллисекунд может привести к безнадежной ситуации», — высказался Эш.
Особенности установки Феррари
Время отклика большинства симуляторов — 20-30 миллисекунд. У Dynisma DMG-1 оно на порядок меньше — всего 3-5 миллисекунды.
Еще одним важным показателем в работе симуляторов является частота выдачи сигналов. Её расчет совершается на основе информации, получаемой гонщиком во время движения. Чем выше частота, тем лучше пилот чувствует рельеф автодрома.
На сегодня популярностью пользуется платформа в 20 герц. DMG-1 работает с частотой 50-100 герц, и это не предел.
Еще одним преимуществом симулятора Феррари является то, что пребывающий внутри гонщик не только слышит рев мотора, но и чувствует его вибрации. Вибрации также меняются в связи с понижением или повышением оборотов.
Немаловажную роль в создании реалистичных ощущений играет механика. В Dynisma применены рокеры с роликовыми подшипниками, минимизирующими трение в системе, а значит, снижающими механическую инерцию, что, в свою очередь, повышает скорость отклика.
В старых симуляторах Ф-1 за передачу различных импульсов отвечала одна механика. В DMG-1 существует 2 платформы. Одна формирует ощущение движения авто, другая — отвечает за передачу импульсов от подвески и двигателя. Таким образом, фактически использует 2 симулятора: нижний в ответе за движение, верхний — за ощущения пилота.
Представив новый концепт симулятора, Феррари в плане технических инноваций опередила своих конкурентов на 10 лет. Строительство нового симулятора играет на руку Скудерии на фоне возможного запрета на использование аэротруб.
Работа с талантами
Инновационный симулятор позволит молодежке Феррари получить преимущества над спортсменами из других команд. Старый паук будет отдан для подготовки молодых пилотов.
Главные таланты мира захотят сотрудничать с Феррари, ведь для многих начинающих спортсменов важно надлежащее обучение. Таким образом, у компании открываются все перспективы заработка на учениках.
Стоимость DMG-1 составляет 10-15 млн. долларов. Но, по мнению экспертов, такие значительные затраты окупятся скорым временем.